Категории

 

Природоохранные организации РФ

Государственное управление охраной природной среды осуществляют не только органы общего управления, но и специализированные природоохранные органы как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Органы общего управления осуществляют природоохранную деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции. Специализированные природоохранные органы решают задачи только в сфере взаимодействия общества и природы.

Поскольку компетенция этих органов по специальным вопросам охраны природы распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их называют межотраслевыми или надведомственными органами.

Федеральные органы общего управления: Президент России, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство России.

Президент РФ, согласно Конституции РФ, осуществляет следующую природоохранную деятельность: определяет основные направления внутренней и внешней экологической политики государства; организует систему центральных органов исполнительной власти России; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области охраны природной среды; гарантирует соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны природной среды.

Государственная дума РФ. Законодательную власть в области охраны природы преимущественно осуществляет Государственная дума РФ, в состав которой входят Комитет по экологии и Комитет по природопользованию и сырьевым ресурсам. Эти комитеты разрабатывают и осуществляют государственную политику в области экологии, природопользования и использования сырьевых ресурсов и природоохранной деятельности страны. При Комитете по экологии создан Высший экологический совет, задачами которого являются проведение экспертно-аналитических работ по разработке экологических прогнозов; консультативная помощь и экологическая экспертиза законопроектов, указов и постановлений, вносимых на рассмотрение Госдумы РФ, и экологоэкономическая экспертиза крупных природопреобразующих проектов; подготовка материалов для международных договоров и других документов по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов.

Отдел природопользования и защиты окружающей среды при Правительстве Российской Федерации принимает участие в подготовке проектов указов, законов, решений Президента и Правительства Российской Федерации, других нормативных документов, комплексных программ по охране окружающей среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности. Кроме сектора экологии и охраны природы, в этот отдел входят секторы геологии и использования недр, лесного хозяйства, экологической безопасности. К функциям отдела относятся и международные проблемы, связанные с размещением и развитием производительных сил; комплексная эколого-социально-экономическая экспертиза проектов, программ и загрязненных территорий в целях принятия обоснованных правительственных решений и т.д.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в области охраны природы, обеспечивая проведение в РФ единой государственной политики в области экологии, управляя федеральной собственностью на природные ресурсы, проводя меры по обеспечению законности и соблюдению экологических прав граждан.

В соответствии со ст. 6 Закона «Об охране окружающей природной среды» Правительство Российской Федерации:

  • координирует природоохранную деятельность министерств, ведомств и других организаций на территории РФ;

  • обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ, обеспечивает население необходимой экологической информацией;

  • осуществляет руководство внешними связями РФ в области охраны природы;

  • организует подготовку и распространение ежегодного доклада о состоянии природной среды в России, систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования;

  • принимает решения о прекращении деятельности организаций независимо от форм собственности и подчинения в случае нарушения ими природоохранительного законодательства;

  • устанавливает порядок: образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда; разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов; определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

 

Специализированные природоохранные органы

Министерство природных ресурсов РФ и Госкомэкология — основные исполнительные государственные органы, претворяющие в жизнь конституционные принципы и законодательные акты в области охраны природы. Министерство природных ресурсов РФ осуществляет управление Государственным фондом недр, государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам геологического изучения и рационального использования недр, а также государственный контроль рационального использования и охраны недр.

Госкомэкология РФ — Государственный комитет РФ по охране природной среды — это надведомственный природоохранный орган. Он и его территориальные органы являются специально уполномоченными органами России в области охраны природной среды. В пределах своей компетенции они координируют деятельность органов, осуществляющих природоохранные функции в соответствующих сферах управления Министерства природных ресурсов РФ, Роскомвода, Рослесхоза, Госгидромета, Роскомрыболовства, Федеральной службы геодезии и картографии России, а также других министерств и ведомств.

Госгортехнадзор РФ — Федеральный горный и промышленный надзор России. Он осуществляет государственное регулирование промышленной безопасности и организует надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ в промышленности центральными органами исполнительной федеральной власти, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами; осуществляет горный надзор в целях обеспечения законодательства России по безопасному ведению работ всеми пользователями недр, по предупреждению и устранению их вредного влияния на население, природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр.

Госгидромет РФ — Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Она несет ответственность за организацию и деятельность системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды.

Госкомсанэпиднадзор РФ — Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора России. Он осуществляет государственное нормативное регулирование, а также специальные, контрольные и разрешительные функции в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения России: санитарно-гигиеническое нормирование, совершенствование правового регулирования вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности.

Госатомнадзор РФ — Федеральный надзор за ядерной и радиационной безопасностью. Он контролирует соблюдение норм охраны природной среды и радиационной безопасности на предприятиях, использующих радиоактивные материалы.

Ряд задач по охране природы возложен на министерства и комитеты.

Минсельхозпрод РФ — Министерство сельского хозяйства и продовольствия России и Роскомзем РФ — Комитет по земельным ресурсам и землеустройству РФ осуществляют контроль за правильным применением в сельском хозяйстве минеральных удобрений и пестицидов, внедрением интегрированных методов и особенно биологических средств борьбы с болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений и животных.

Роскомвод РФ — Комитет РФ по водному хозяйству, ведет управление водными ресурсами, контроль разумного их использования и мероприятий по охране водоемов от загрязнения.

Рослесхоз РФ — Федеральная служба лесного хозяйства России контролирует работу по рациональному использованию лесных ресурсов, разрабатывает и реализует государственную программу лесовосстановления, осуществляет комплекс мер по улучшению противопожарной защиты лесов.

Роскомрыболовство РФ — Комитет по рыболовству осуществляет охрану и воспроизводство рыбных запасов, регулирование рыболовства, предотвращение загрязнения и заиления водоемов.

Минздравмедпром РФ — Министерство здравоохранения и медицинской промышленности России ведет надзор за санитарным состоянием природной среды, контроль за выполнением мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнений, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения.

Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию — постоянно действующий орган, осуществляющий координацию деятельности центральных органов исполнительной федеральной власти, органов государственного управления субъектов Российской Федерации по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения, а также по рациональному природопользованию. Ее возглавляет заместитель председателя Правительства РФ.

Госкомэкологии регионов — государственные комитеты регионов по охране природной среды — основные звенья в системе Госкомэкологии России. Это главные центры области (республики, края), анализирующие и координирующие природоохранную работу в регионе. Они имеют в своем составе следующие основные подразделения: экономического регулирования природопользования; экологической экспертизы, организации государственного экологического контроля; организации ведения кадастров; аналитические лаборатории.

В городах и районах создаются самостоятельные городские и районные комитеты по охране природы, функции которых устанавливаются по соглашению местных органов управления с Госкомэкологией региона. В ряде регионов созданы межрайонные инспекции, выполняющие функции экологического контроля в нескольких районах. Руководитель Госкомэкологии региона возглавляет Координационный экологический Совет, который координирует деятельность всех природоохранных и других контролирующих органов региона.

Органы местного самоуправления в области охраны природной среды решают задачи: владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; обеспечения санитарного благополучия населения; регулирования планировки и застройки, благоустройства и озеленения территории; контроля использования земель на территории муниципального образования, их экологической охраны.

Общественные природоохранные организации

Общественные экологические организации образованы во всех регионах России. Они характеризуются разнообразием природоохранных формирований, различающихся как организационными принципами (общества, союзы, ассоциации, фонды, комитеты), так и направлением деятельности — экологическое, социальноэкологическое, эколого-культурное. В настоящее время в России действуют около 1000 неправительственных экологических организаций различного уровня. В основном преобладают небольшие по численности объединения областного, районного и городского уровней, созданные, как правило, для решения конкретных локальных проблем: фонд защиты Байкала; общественный комитет спасения Волги; экологический центр Ростова-на-Дону; дружина «Служба охраны природы» (Казань); экологическая группа «Родник» (Зеленоград); клуб «Экология» (Волгоград); ассоциация «Экология и мир» (Вознесенск); Союз «Чернобыль» и др. Появились объединения отдельных формирований во всероссийские организации: Социально-экологический союз, Экологический союз, Всероссийское общество защиты животных и др. Гринпис официально открыл свое представительство в России 30 июня 1990 г.

ВООП — Всероссийское общество охраны природы. Это самая массовая организация по охране природы в России. Первичные организации ВООП создаются на фабриках, заводах, шахтах, в колхозах, совхозах, высших и средних учебных заведениях, школах. Они объединяются в городские, районные, областные, краевые и республиканские отделения. Верховный орган общества охраны природы — съезд, созываемый обычно раз в 4 года. Он избирает Центральный совет, который выбирает президиум. При президиуме общества организованы секции леса, озеленения, охраны птиц, рыб, вод, недр и т.д., которые ведут научно-методическую работу по каждому из указанных направлений деятельности. Комплексные проблемы рассматривает научно-технический совет общества. Аналогичные подразделения имеются в областных и краевых отделениях.

ВООП, его подразделения в республиках, краях и областях Российской Федерации, а также экологические общественные объединения, включающие более 500 организаций, групп, решают, дополняя друг друга, важные природоохранные задачи: борьба против сооружения АЭС и ГЭС в различных регионах, против строительства скоростной железнодорожной трассы Москва-СанктПетербург, Нижнеобской ГЭС и т.д. На местах возникают также общественные инспекции, в частности, молодежные — голубые и зеленые патрули. Первичные организации общества охраны природы занимаются посадкой деревьев вдоль дорог и каналов, облесением оврагов, проводят множество других мероприятий. Члены общества борются с расхитителями природных богатств и браконьерами.

ФНПР — Федерация независимых профсоюзов России

ФНПР активно участвует в работе по законодательному закреплению прав профсоюзов в области охраны природной среды, постоянно контролирует и оказывает помощь предприятиям и организациям в выполнении обязательств, включенных в раздел «Охрана труда и экологическая безопасность» Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей и Правительством РФ.

Экологические и природоохранные общественные объединения в соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» имеют следующие права:

  •  разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранной деятельности;

  •  требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении природной среды, мерах ее охраны;

  •  создавать общественные фонды по охране природной среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;

  •  проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

  •  организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов;

  •  требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;

  •  ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.


Похожие статьи