Категории

 

Рациональное использование атмосферы

Главнейшая проблема человечества, потребности которого растут быстрыми темпами — рациональное, не наносящее ущерба отдельным экосистемам и в целом биосфере бережное использование ресурсов живой и неживой природы, особенно исчерпаемых и невозобновляемых ресурсов. Ниже кратко излагаются возможные пути решения проблем рационального природопользования.

Рациональное использование ресурсов атмосферы

Значение атмосферы. Компоненты атмосферы — кислород, диоксид углерода, вода — участвуют в основных биологических циклах биосферы, обеспечивают жизнь на Земле и основной состав живого вещества. При наличии в живом веществе 60-80% воды оно содержит кислорода 75-80%, водорода — 8-10%, углерода — 8-15% (по массе). В сухом органическом веществе кислорода — 45-50%, водорода — 5-10%, углерода — 50-40%.

Использование ресурсов атмосферы. Ее ресурсы приведены в п. 2.2.2. Из 1 100 000 млрд т кислорода атмосферы в его годичном биологическом цикле участвует до 80 млрд т. Человек в год тратит на сжигание топлива до 25 млрд т кислорода, на дыхание до 5 млрд т. Эти затраты уже составляют около 30% массы кислорода, генерируемого в процессе фотосинтеза. Соответственно возрастает количество диоксида углерода, поступающего в атмосферу.

Мероприятия по рациональному использованию атмосферы:

  • значительное сокращение объемов сжигаемых природных углей и нефтяных продуктов, действенная борьба с пожарами леса;

  •  перевод автотранспорта с жидкого топлива на газ, электрическую энергию, энергетических предприятий — на использование природного газа, ядерного горючего, энергии вод, ветра, Солнца;

  •  рекуперация дымов заводов и фабрик, очистка выбросов от вредных компонентов; рациональное размещение производств, экологически грамотное градостроительство;

  •  создание безотходных и малоотходных производственных циклов и комплексов;

  •  создание постоянно действующих, достаточно автоматизированных и дистанционных средств контроля воздуха.

Перечисленные мероприятия общеизвестны. Однако степень перехода к ним и уровень их освоения в значительной мере зависят от организационной, просветительной и побудительной деятельности правительственных структур и общественных организаций.


Похожие статьи